"ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ" КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ ЧУКОВСКИЙ Что первое приходит в голову при упоминании имени Корнея Чуковского? Ну конечно, то, что он автор детских стихов и сказок: Айболит, Муха-Цокотуха, Мойдодыр, Бибигон, Федорино горе и многие другие. Но Чуковский - это не просто детский писатель, он один из первых, один из самых лучших, с кем мы знакомимся в детстве. Но мало кто знает, что К. И. Чуковский стал настоящим открытием для своего времени, вместе с его именем появилась настоящая детская литература – открытая, распахнутая, гибкая, давшая новых, доселе невиданных персонажей, часто комических. Он пришёл в детскую литературу вместе со своим «Крокодилом» в 1919 году – «поэмой для маленьких детей» и этим «произвёл перемену, смену в детской литературе, переворот в ней», – так о первом детском творении Чуковского отозвался Юрий Тынянов. Так, по мнению Тынянова, появилась детская поэзия, что стало настоящим событием: «Детская поэзия открылась. Был найден путь для дальнейшего развития... Дальнейшие сказки Чуковского были развитием и расширением найденного. Они связались в детский комический эпос. Персонажи их – бегемот, слоны, тараканище, – стали действующими лицами этого эпоса, характерами. Эти стихи известны всем. Детская литература непредставима без них». Впрочем, то, что возвело Чуковского на вершину популярности и знаменитости, его роль в детской литературе – заслонило его труды как ученого и литературоведа. Он сам не один раз сокрушался по этому поводу. Для многих и многих читателей Чуковский был автором детских книг и для многих таковым и остался, но для самого писателя этого было мало. Так в одном из своих писем он с горечью заметил: «Я написал двенадцать книг, и никто на них никакого внимания. Но стоило написать «Крокодила», и я сделался знаменитым писателем. Боюсь, что «Крокодила» знает наизусть вся Россия. Боюсь, что на моём памятнике, когда я умру, будет начертано «Автор Крокодила». А как старательно, с каким трудом писал я другие книги…». В другом письме, Чуковский сетовал Солженицыну на то, что для читателей он так и остался «знакомым незнакомцем, автором «Мойдодыра», «От двух до пяти» и «чего-то такого про Некрасова»… И проявлял беспокойство о том, что самые главные его труды, скорее всего, не войдут в собрание его сочинений. При жизни Чуковского вышло 6-ти томное собрание его сочинений, последний том вышел перед самой смертью писателя в 1969 году. Но наиболее полное собрание сочинений вышло спустя четыре десятилетия, благодаря трудам внучки Чуковского, Елены Цезаревны Чуковской. Так, с 2001 по 2009 год, в издательстве «Терра» вышло в свет 15-ти томное собрание сочинений писателя. Всё, что Чуковский написал для детей, уместилось в один том – первый. Так что же вместили в себя остальные четырнадцать?.. Корней Иванович Чуковский – человек разностороннего дарования, поразительной воли и беспримерного стремления к тому, что поставил для себя целью, сложная личность. Он всю жизнь много работал, и говорил об этом так: «О, какой труд – ничего не делать». Сложная его жизнь, с детства не подкреплённая материальным благополучием, однако не ожесточила его, а наоборот дала стремление к развитию. Он, не знавший отца (который, впрочем, осознанно отказался от своих детей), сын кухарки, мучительно переживающий положение незаконнорожденного, и за это же выгнанный из гимназии, сделал себя сам. Он, Николай Корнейчуков, без фамилии отца и отчества, позже переиначил фамилию матери в творческий псевдоним, ставший потом именем. Так вот, жил он чем попало, брался за любую работу: чинил рыбацкие сети, расклеивал афиши, а то и, обмотав мешковиной босые ноги, очищал от старой краски крыши одесских домов, но при этом, всё свободное время посвящал чтению. Он сам изучил гимназический курс, сдал экзамены и получил аттестат зрелости. Одновременно самоучкой выучил английский язык. Позже, о своих детских и юношеских годах, прожитых с матерью и сестрой, Чуковский напишет небольшую повесть «Серебряный герб». Чтение, литература стали его страстью и смыслом жизни, так молодой Чуковский открыл для себя многих писателей, но прежде всего Чехова и Уитмена. И вряд ли он тогда мог подумать о том, что впоследствии напишет о них исследовательские труды, включенные в собственное собрание сочинений. Несмотря на работу, отнюдь не творческую, Чуковский всё-таки стремился к тому, чтобы писать, и начал с книги, в которую вложил собственные философские взгляды. И уже в 1901 году в газете «Одесские новости» была помещена статья под авторством К. Чуковского. Так было положено начало его литературной деятельности. В короткое время он стал незаменимым сотрудником в редакции, а так как был единственным, кто знал английский язык, ему поручали переводы. А ещё ему поручали вести интервью с разными известными людьми: писателями, художниками и артистами, среди которых были: И. Бунин, А. Куприн и др. В первом десятилетии ХХ века, Чуковский, по собственным словам, уже укрепился как литературный критик. Одна за другой выходили его работы о волновавших тогдашнее общество литераторах: Л. Андрееве, Сологубе, а также книги «От Чехова до наших дней», «Книга о современных писателях», «Лица и маски». Но вскоре случилось событие, которое многое впоследствии изменило. Для создания детского литературного сборника собрались несколько творческих человек: М. Горький, И. Репин, А. Бенуа, собственно К. Чуковский и др. Все они были убеждены в том, что в детской литературе нужно что-то менять, переходить от критики к поэтическому творчеству и созданию положительных ценностей. По словам Горького, «одна хорошая книжка сделает добра больше, чем десяток полемических статей». И тогда же было решено, что для такого издания нужна большая поэма, эпическая вещь, наподобие Конька-горбунка, которая заинтересовала бы детей, но только из современного быта. Такое задание было поручено К. Чуковскому, из-под пера которого вскоре и вышел «Крокодил». Не просто далось такое задание писателю, до сих пор не работавшему для детей. Но он справился, и успешно, что впоследствии объяснял длительным воспитанием своего вкуса, долгой учебой по изживанию бескультурья и невежества, а также тем, что он искренне любил детей и всегда охотно с ними общался. Но и это ещё не всё. Когда Чуковский работал над сказками и детскими стихами, он умел возвращаться в детство сам и советовал другим: «Горе тому детскому писателю, кто не умеет хоть на время расстаться со своей взрослостью, выплеснуться из неё, из её забот и досад, и превратиться в сверстника тех малышей, к кому он адресуется со своими стихами». Помимо того, что Чуковский известен в литературе как замечательный детский писатель, он ещё известен и как талантливый переводчик, составитель и редактор. Так, в переводах и пересказах Чуковского вышли «Сказки» Киплинга, «Маленький оборвыш», «Приключения Робинзона Крузо», «Принц и нищий», «Копи царя Соломона», «Приключения Мюнхгаузена», «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекельберри Финна», сборники английских песенок и стихов, а также сборники пересказанных им народных песенок и стихов. Как составитель Чуковский создал несколько сборников стихотворений для детей, в одном из них он собрал песни и романсы и назвал его просто: «Лирика» (1939). В аннотации значилось: «Этот первый сборник, специально выпущенный для детей, удовлетворит насущную потребность юных читателей в хорошей лирической песне». Результатом его измышлений по теории художественного перевода стала книга «Искусство перевода» (1930). Также книга выходила под названием «Высокое искусство». Книга о русском языке "Живой как жизнь". Чуковский-мемуарист написал замечательную книгу своих воспоминаний «Современники» (1962), в ней он создал литературные портреты Репина, Горького, Луначарского, Кони, Брюсова, Зощенко, Квитко и Маршака. А ещё он создал уникальный альбом «Чукоккала», в котором отразился литературный быт целой эпохи. Любовь К.И. Чуковского к хорошей книге, детям – всегда была определяющей, и из этой любви выросла замечательная мечта-идея, которую Чуковский претворил в жизнь. В Переделкине, рядом со своей дачей, писатель на собственные сбережения построил библиотеку для детей. Свои двери для юных читателей библиотека открыла в 1957 году. Она была «как теремок… с пёстрой крышей, мебель голубая, зелёная, красная, занавески в пунцовых букетах. Ничего казённого, скучного». В библиотеке работали различные кружки, в ней часто бывали писатели, которые по просьбе Чуковского привозили книги, игрушки, портреты. Библиотека эта, по словам Корнея Ивановича, стала самым главным его произведением. Но он не просто построил здание библиотеки, но всю жизнь заботился о ней, наполняя её книгами и добрыми делами, а потом подарил государству. Удивительно, но эта библиотека существует до сих пор, и ей уже без малого 60 лет. Созданная Чуковским, она и носит его имя, называясь так: «Детская библиотека им. К. Чуковского пос. Переделкино», а руководит ею замечательный человек Валентина Сергеевна Хлыстова. Она всю жизнь прожила в знаменитом писательском поселке Переделкино, хотя писателей у неё в роду нет. Как все местные дети, она с ранних лет ходила в детскую переделкинскую библиотеку, которую в своё время основал Корней Иванович, а спустя годы пришла в неё уже библиотекарем по просьбе самого писателя. Её и сейчас можно там найти. А воспоминания Валентины Сергеевны можно назвать уникальными: "Чуковский на всю жизнь привил мне любовь к книге. И он же определил мою судьбу, предложив стать библиотекарем его личной библиотеки. Той, что через полвека суждено было превратиться в мемориальную библиотеку-музей. В 1957 году, когда Корней Иванович открыл её, в ней насчитывалось всего 400 изданий. Теперь их в библиотеке не одна тысяча. Ещё и потому, что здесь действовал и действует принцип, который исповедовал Чуковский: всякий приходящий писатель оставляет свою книгу в подарок. И сам Корней Иванович никогда не приходил сюда с пустыми руками – обязательно с книжкой». "Пожалуй, не было у Чуковского таких знакомых, которых он не призвал бы подарить новосозданной библиотеке книги или еще как-то поучаствовать в ее жизни. Известный иллюстратор Владимир Конашевич специально для библиотеки нарисовал картину «Чудо-юдо рыба-кит». Цицилия Сельвинская, дочь поэта Сельвинского, организовала в библиотеке театральный кружок. Чуковский радовался любому вниманию к своему детищу, как ребенок. Литературовед Зиновий Паперный вспоминает, как они с сыном подарили библиотеке вьетнамскую циновку в комнату для игр: «Корней, увидев расстеленную циновку, пришел в такой восторг, что лег на нее и начал кататься, приговаривая что-то вроде: наконец-то ты, мол, Мойдодыру угодил!» Переделкино было любимым местом семьи Чуковских. Там же, на Переделкинском кладбище и похоронен Корней Иванович Чуковский. Его могила признана объектом культурного наследия. «СТИХИ И СКАЗКИ» Художник: Канивец Владимир https://www.labirint.ru/books/130238/?p=32440 https://www.labirint.ru/books/733972/?p=32440 Художник: Сутеев Владимир Григорьевич https://www.labirint.ru/books/837005/?p=32440 https://www.labirint.ru/books/803933/?p=32440 https://www.labirint.ru/books/808437/?p=32440 Художник: Бордюг Сергей Иванович https://www.labirint.ru/books/777252/?p=32440 Художник: Шульга Сергей https://www.labirint.ru/books/477429/?p=32440 «ДОКТОР АЙБОЛИТ» https://www.labirint.ru/books/726752/?p=32440 «АЙБОЛИТ И БАРМАЛЕЙ» https://www.labirint.ru/books/538104/?p=32440 «МОЙДОДЫР» https://www.labirint.ru/books/519716/?p=32440 https://www.labirint.ru/books/565122/?p=32440 «ПУТАНИЦА» https://www.labirint.ru/books/673654/?p=32440 https://www.labirint.ru/books/500796/?p=32440 https://www.labirint.ru/books/449800/?p=32440 «ТЕЛЕФОН» https://www.labirint.ru/books/760956/?p=32440 «МУХА-ЦОКОТУХА» https://www.labirint.ru/books/630305/?p=32440 «ОТ ДВУХ ДО ПЯТИ» https://www.labirint.ru/books/748753/?p=32440 «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БИБИГОНА» в сборнике: https://www.labirint.ru/books/130238/?p=32440 http://www.labirint.ru/books/391606/?p=32440 «ЦАРЬ ПУЗАН» http://www.labirint.ru/books/440361/?p=22161?p=32440 #Чуковский@det_literatura #ДляСамыхМаленьких@det_literatura #Сутеев@det_literatura #Аудио@det_literatura